История
развития школы-интерната им. Ю.А. Гагарина
В 1956 году в городе Канске, в числе первых трех в
Красноярском крае, открылись совершенно новые, для
того времени учебно-воспитательное учреждение –
школа-интернат, которая была создана решением
правительства страны для детей – сирот, детей из
многодетных семей, матерей одиночек, словом, для тех
детей, кому нужна была неотложная государственная
помощь. Первые 10 лет строились и оборудовались
помещения, проходило благоустройство территорий
интерната.
В 60-х гг. в интернате была разработана и планомерно
претворялась программа разностороннего воспитания и
развития личности, она основывалась на принципах
гуманизма, человечности, справедливости людям труда.
В программе трудового воспитания и подготовке ребят
к самостоятельной жизни главным направлением был
труд, практическое его использование, навыки и
умения его прививались воспитанникам с самого
раннего возраста. В младших классах формировались
навыки и умения по самообслуживанию, разные игровые
упражнения, физкультурно-спортивные занятия
знакомство и соблюдения правил общежития, норм
морали и этики. Закладывались в основу товарищества
и дружбы. В среднем звене работа в учебных
мастерских, швейной, столярной слесарной работа в
различных кружках, в том числе технических
лабораториях, работа по самообслуживанию оказание
шефской помощи, уборка закрепленной территории,
более систематические спортивные занятия по секциям,
спортивные встречи и соревнования. В старших
возрастных группах (9-10 классы) теоретические и
практические занятия на базовых предприятиях города
Канска хлопчатобумажном комбинате (девушки) и
ремонтном заводе (юноши).
После начальной адаптации юноши и девушки 9-х
классов преступали к выполнению производственного
задания. А в 10-х классах уже настоящая работа на
производственных станках, машинах. Условия жизни в
школе-интернате, в то время. И шефские связи с
трудовыми коллективами способствовали всестороннему
развитию воспитанников и ускоренной подготовки
выпускников к самостоятельной жизни.
В 60-е годы в интернате активно развивалась
физкультура, спорт, туризм, деятельность ученических
общественных организаций, самоуправления, шефская
военно-патриотическая работа и многое другое.
В 1965 г. школа награждена Почетной Грамотой
Министерства просвещения РСФСР.
В 1966 году в
школе – интернате стал создаваться краеведческий
музей. Для сбора материалов в музей развернулась
большая поисковая работа по разным направлениям: о
природно-климатических условиях в различных зонах
края, экономике, культуре, этнографии, а также по
истории открытия и развития школы-интерната им. Ю.А.
Гагарина. Одним из интересных
направлений этой работы краеведов были поиски
сведений и фактов участия канцев на фронтах
ВОВ. В этом же году школа стала
победительницей Всесоюзного турнира смекалистых.
Опыт проведения патриотического воспитания в
школе-интернате получил высокую оценку краевого
отдела народного образования и министерства
просвещения РСФСР. На базе Канской школы-интерната
проходили совещания, семинары работников просвещения
разных уровней по проблемам воспитания детей и
подростков, оставшихся без родительского попечения.
В 1970 г. Канская школа-интернат им. Ю.А. Гагарина
решением Крайисполкома занесена в «Книгу Трудовой
Славы» Красноярского края.
В 1977 г. школа награждена Почетной Грамотой
Всесоюзной игры «ЗАРНИЦА»
В 1978 г. Канский горком КПСС и исполком горсовета
наградил школу интернат памятным Красным знаменем за
успехи в военно–патриотическом воспитании на вечное
хранение. Это была высокая награда коллективу школы
– интерната.
Девизом
воспитанников Краснознаменной школы – интерната им
Ю.А. Гагарина было: «Всюду везде держать марку
гагаринца, не уронить ее честь и достоинство».
В 1980 г. введён в строй новый спортивный зал.
В 1988 г. школа реорганизована в школу-интернат для
детей-сирот.
В 1990 г. проведена реконструкция спального корпуса
и капитального ремонта школьного корпуса. Школа
реорганизована в педагогический комплекс «ДОМ ДЕТСВА».
В 1992 г. Дому детства передана база отдыха
«Березка». С этого года мы отдыхаем на собственной
базе отдыха «Гагаринец»
Школьный туристский клуб стал победителем
Всероссийских соревнований по технике пешеходного
туризма среди тур. клубов детских домов и
школ-интернатов.
Школа – интернат
стала членом Российской ассоциации инновационных
школ и центров России общества имени Януша Корчака.
В рамках программы «Твое будущее» по подготовке
ребят к взрослой, самостоятельной жизни проводилась
ролевая игра «Школьный банк», впервые проведена
экономическая игра «Город свободного
предпринимательства», начато проведение отрядных
ужинов.
16 марта 1994 года в Москве школе – интернату
в числе 100 образовательных учреждений России был
вручен Грант второй степени по результатам номинации
инновационных проектов в рамках программы
«Обновление гуманитарного образования в России». Эти
Гранты были утверждены Международным фондом
«Культурная инициатива» и Министерством образования
РФ.
В мае 1994 г. опыт работы школы-интерната по
проблемам развития личности был представлен на
международной российско-американской
научно-практической конференции в г. Москве.
В ноябре 1994 г. в школе-интернате побывала академик
РАО, доктор психологических наук, директор института
развития личности Российской Академии Образования
Мухина Валерия Сергеевна. На базе школы-интерната
начала функционировать экспериментальная площадка
этого института. А в декабре этого же года
школу-интернат посетила доктор педагогических наук,
известный ученый Щуркова Надежда Егоровна. Она
провела для педагогов семинар по новым технологиям в
воспитательной работе.
В октябре 1996 г. опыт, теперь уже, Дома детства был
представлен на Всероссийском совещании директоров
школ-интернатов и детских домов России. В числе
лучших семи детских домов России была вручена Премия
Министерства образования Российской Федерации.
Проблема
квалифицированного содействия личному росту
воспитанника Детского дома впервые была
акцентирована в Канской школе-интернате в 1990
– 1995-х годах. В это время школа перешла на
«Индивидуально Ориентированную Систему Обучения» (ИОСО)
и в воспитательном направлении была создана
программа психолого-педагогического содействия
личностному ориентированию, и росту воспитанников
школ-интернатов и детских домов «Ориентир». В данной
программе сделана попытка определить основные
направления работы с детьми, лишенными попечения
родителей, через разработку системы развития
личности, которая направлялась на решение не
количественных, а качественных задач. Программа была
построена таким образом, что, прежде всего, была
обращена к ребенку, к его интересам, его вниманию.
В 1996 г. состоялась премьера балета «Щелкунчик» в
постановке хореографического ансамбля «Улыбка», под
руководством Г.А. Симиютиной.
В 1997 г. школьная команда спортсменов заняла 3
место в Краевом турнире по футболу на приз писателя
В.П. Астафьева.
В 1998 г. по итогам смотра-конкурса на лучшую
постановку физкультурно-оздоровительной работы наша
школа признана лучшей в Красноярском крае.
В 1999 г. труд коллектива школы-интерната отметило
Общественное Молодежное движение «Лебедь» вручением
микроавтобуса.
В 2000 г. школа-интернат заняла
II место в Красноярском крае по
физкультурно-оздоровительной работе.
В 2000 – 2001 учебном году школа-интернат была
включена в проект «Социальная адаптация
воспитанников школ-интернатов и детских домов»
института «Открытое общество». Участие в этом
проекте предполагало количественные изменения в
процессе социализации депривированных детей и
переподготовку персонала через интерактивные
семинары. В рамках этого проекта для детей
дошкольного и младшего школьного возраста в
интернате появилась и действует развивающая
программа «Шаг за шагом».
В 2001-2002 гг. школа-интернат заняла
I место в Краевом
смотре-конкурсе на постановку
физкультурно-оздоровительной работы среди
школ-интернатов и детских домов.
В 2003 г. школа приняла участие в проекте АКБ «РОСБАНК»
и детского фонда ООН UNICEF
в результате чего педагогами школы был разработан
проект «Школа здоровья», который начал
реализовываться.
С 2003 года школа работает над новой моделью
учреждения по устройству детей в семью.
В 2001–2004 гг. внедрялась комплексная программа
воспитания и дополнительного образования, в которую
были включены такие программы по социальной
адаптации воспитанников интерната: «Шаг за шагом»,
«Конфликт и общение», «Вредные привычки», авторские
программы воспитателей и педагогов дополнительного
образования, а так же частичное использование
программы «Ориентир».
В начале 2004-2005 учебного года педагоги и
администрация школы-интерната приняли участие в
краевых семинарах «Разработка норм деятельности
учреждения внесемейного воспитания и его персонала в
области воспитания и защиты прав детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей». На
основе разработанных норм в школе-интернате была
создана образовательная программа учреждения, в
которую вошли программы деятельности структурных
подразделений и программа социального воспитания
«Содружество».
В сентябре 2004 г. в школе создан и начал работу
«Центр по устройству детей в семью».
Наши спортсмены заняли призовые места на
Всероссийских спартакиадах в г. Улан-Удэ и в г.
Абакане. В четвёртый раз наша школа признана лучшей
в Красноярском крае на постановку
физкультурно-оздоровительной работы среди детских
домов и школ-интернатов.
Школа-интернат признана лучшей в Красноярском
крае среди учреждений внесемейного воспитания.
В 2005г. команда спортсменов заняла
I место на Всероссийской
спартакиаде воспитанников детских домов и
школ-интернатов в г. Улан-Удэ.
|